Семейный центр развития

Статьи

Как часто мы играем с нашим ребёнком в его любимые игры? Как часто мы ходим туда, куда интересно нашему ребёнку, а не нашей взрослой компании? И кто же сейчас воспитывает больше наших детей - мы, сады, школы, а может компания сверстников.

Когда ребёнок приходит из сада с определённым репертуаром поведения или словарным запасом, то удивляешься, какое сильное влияние его сверстники оказывают на него. Иногда думаешь, выбился из рук, неуправляем, совершенно не уважает мнение родителей. И пытаешься подчинить своей воле, а выходит ещё хуже…

А в неуважении ли дело, и надо ли обязательно подчинять, создавая себе такого удобного ребёнка. А надо ли бороться за своё влияние? Жизнь ведь научит! ДА, обязательно жизнь научит, но и бороться за своё хорошее влияние на ребёнка тоже надо. И есть способы, когда общаться с ребёнком становится очень легко, и влияние на его поведение тоже не вызывает у него сопротивления. Надо просто с ним играть… в его любимые возрастные игры.

Когда на наших психологических игровых занятиях (в Детском центре развития на пл. Космонавтов) проходит тема «Семья», она оказывается любимой и очень важной для всех детей. Однако, когда задаёшь ребёнку вопрос о том, в какие игры играете вы все вместе, с родителями, оказывается, что ребёнку трудно вспомнить…

Есть проблемы. У родителей слишком много работы, слишком много обязанностей и очень мало время на их выполнение. А ещё, в некоторых семьях разграниченные семейные обязанности на мужские и женские: «Это не женская работа..», «Мужчинам не следует… », «У нас развитием детей занимается мама …». Никто не сомневается, что работа необходима, обязанности по дому очень важны и составляют основную часть семейных дел, но многие возможности членов семьи как мамы и папы остаются неиспользованными.

Но родители, желая вырастить успешного, благополучного в отношениях с другими людьми ребёнка, должны отслеживать через какие- то промежутки времени, что чувствует их ребёнок, как он себя оценивает, насколько он результативен в общении с другими людьми и в своих «учебных» делах. Если же времени на частое внимание и развитие ребёнка, катастрофически не хватает, то выделите хотя бы небольшое время на игру с ребёнком.

А что даёт ребёнку наша совместная игра с ним? Родители как взрослые и опытные могут дать и опыт сотрудничества («Вместе придумаем игру для машинок» или в настольной игре «Будем ходить по- очереди»), и опыт управления своим поведением (действовать только по правилам), и эмоциональную поддержку («Как сегодня у тебя здорово вышло»), и веру в свои силы («Не расстраивайся, ты сумеешь сам разобраться или починить любимую машину»).

Особенно авторитетна (должна быть) для ребёнка в семье роль папы. Поэтому папу привлекать важно, приучать по - немногу, звать к уже организованной для совместного действа игры. А если у вас дома нет игры, в которую папе было бы интересно играть вместе с ребёнком, то можно купить ту, о которой мечтал папа в своём детстве (железная дорога, настольный хоккей или др…).

Игра, где папа выступает принимающим единомышленником, может надолго снять протестное поведение, ненужные требования и капризы. А мама, которая разделит ваши товарищеские отношения, и будет дипломатично сглаживать острые «углы» придаст ребёнку ощущение спокойных, защищённых семейных взаимоотношений.

В преддверии нашего любимого Нового года и длинных зимних каникул, давайте задумаемся и немного запланируем куда поведём наше чадо, какой совместный досуг можно организовать для ребёнка. И пусть запомнится ему праздник не только обильным застольем и гуляньем по наряженным улицам города.

Позвольте, психологу предложить некоторые возможные семейные мероприятия, крайне положительные для хорошего психологического самочувствия ребёнка.

1. Совместный поход всей семьёй к леснику за ёлкой или в магазин за зелёной красавицей или просто наряжение какой– нибудь елки в лесу или парке.
2. Совместно сделанная Новогодняя семейная стенгазета, в которой вырезанные из многочисленных фотографий лица членов семьи приклеены на смешные фигурки из старых журналов. Уже глядя на такую газету несколько месяцев спустя, ребёнок будет вспоминать и улыбаться, чувствуя радость от семейной близости.
3. Настольная игра сыгранная столько раз, пока ребёнку не надоест или он не победит. «Незнайка на Луне» (с фишками и кубиком), домино, шашки – игры простые, но требующие подлинного терпения и соблюдения правил.
4. Построенный с родителями из лего или пластилина, или из чего угодно замок. Общая сказка может стать итогом постройки.
5. Совместно с ребёнком переустроенная детская комната.
6. Зимний поход в лес, в котором вешаем сделанную семьёй кормушку.
7. Игра с новыми друзьями в детском кафе и много другого интересного, что вы сможете придумать и реализовать, чтобы ребёнок идя в школу или сад после зимних каникул сказал друзьям: «Я круто провёл время на каникулах!»

С наступающим Новым годом! Семейного вам счастья!


Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

Малыш растёт, и незаметно подходит время, когда семья решает очень важный вопрос - отдать ребёнка в садик или оставить дома. Решив, по объективным обстоятельствам, отдать ребёнка в сад, часто мама даже не предполагает, что семейный покой может на время закончится, и потребуются усилия, чтобы пройти вместе с ребёнком сложный период адаптации.

Мама испытывает разные чувства, отдавая ребёнка в садик: от вины, «ему же там будет хуже, чем с мамой» до радости, что наконец-то займусь любимым делом, и что «все дети это должны пройти». А ребёнок в свою очередь, чувствует естественное напряжение от расставания, чувство незащищённости, а иногда агрессию на маму.

Когда на наших психологических игровых занятиях (в Детском центре развития на пл. Космонавтов) проходит тема «Семья», она оказывается любимой и очень важной для всех детей. Однако, когда задаёшь ребёнку вопрос о том, в какие игры играете вы все вместе, с родителями, оказывается, что ребёнку трудно вспомнить…

Чтобы этого не происходило, ребёнка нужно готовить к садику, к новому коллективу и определённому поведению. Подготовить- значит, выполнить несколько условий. Во-первых: приучить ребёнка заранее к мысли, что детский сад- это часть его жизни; во-вторых, помочь ему стать менее зависимым от мамы и, в-третьих, оказывать необходимую поддержку, когда ребёнок оказался в саду.

Начнём с выполнения первого условия. Обстоятельные разъяснения, зачем ребёнок должен ходить в сад, а мама на работу необходимы даже малышу.Важно разговаривать с ним, как с человеком, а не ребёнком. Расскажите о своей будущей работе, сводите его туда, а когда ребёнок начнёт ходить в садик, приносите «оттуда» маленькие подарочки – воздушный шарик, смешную книжку и т.д. Кроме того, очень помогают прогулки на территории детского сада или экскурсии по садику, знакомство с группой и спокойные разговоры с его будущими воспитателями.

Демонстрируйте при ребёнке ваше полное доверие и расположение к человеку, который заменит вас в воспитании ребёнка. Выполнение второго условия является самым сложным, т.к. за полтора- три года совместной жизни с ребёнком он являлся частью мамы и привык к определённому укладу. Если вам кажется, что ребёнок уже может сам постоять за себя, спокойно переносит расставание с мамой, ему нравится общаться и с другими людьми, то ваш ребёнок уже социально адаптирован и готов к саду.

А если нет, то учите ребёнка быть самостоятельным и понимающим. Поощряйте его, когда он проявляет свою заботу к вам. Приглашайте гостей, близких, чтобы ребёнок приучился временно расставаться с мамой. Приходите, сами в гости, или места, где есть детский коллектив. Например, ходите в детские центры, где существует такой подход: мама остаётся с ребёнком, который вступает в контакт и начинает играть с другими взрослыми и детьми.

Под руководством психолога, мамы становятся более профессиональными в обращении со своими детьми и находят поддержку и общение. Родители приноравливаются к своему ребёнку, интерпретируют его поступки, оказывают правильную поддержку. Социальная адаптация ребенка происходит более гармонично.

Третий этап. Ну вот, ваш птенец оперился и готов к полёту. Вы отводите его в сад. Если ребёнок протестует, перед тем как придти в сад, или он изменился, стал плаксивым, напряжённым, «вредным» дома, то необходимо поддержать ребёнка, помочь справиться ему со своим состоянием.

Расспрашивайте воспитателя, что происходит в саду. Бывает, что как только мама уходит, ребёнок становится спокойным и активным. Тогда причина не в детском саду, а в давлении на маму и «проверке на прочность».

Заведите друзей в садике. Идеальный вариант если в группе, есть уже хороший приятель, знакомый ребёнку. Но «друзьями» могут стать даже игрушки, которые находятся в холле садика. Для моего ребёнка разговор с игрушками был важен на протяжении достаточно долгого времени и прежде, чем зайти в группу, своё внимание он переносил на этих первых друзей.

Можно применить и некоторые «хитрости»: купите вместе с ребёнком в магазине красивую рыбку, принесите её в группу, сделайте игрушку или сшейте покрывальца для игрушечной постельки- это поможет появлению у ребёнка ощущения своей значимости (а внимательная мама объяснит, что он помогает другим детям сделать приятной и красивой комнату). Принесите на первое время игрушку, любимую книжку. Оставьте в шкафчике ребёнка какую- нибудь свою вещь, чтобы он понимал- мама вернётся.

С другой стороны, ребёнок нуждается и в некоторых игровых формах общения. Дети часто сопротивляются просьбам и требованиям, если форма их высказывания не содержит привлекательного, «таинственного» для них значения. Иногда можно сказать: не "…пойдём в сад", а " подойди тихонько ко мне, есть дело, но никому ни слова, это-сюрприз, мы возьмём с тобой волшебную палочку и будем по дороге в превращать все предметы в …". Или мы идём не в сад, а идём по «сказочной» дороге. Например, ты колобок, которого кто-то встретит по дороге. Это требует от мамы некоторого тонуса и эмоциональной лёгкости уже с утра, но результат того стоит.

Придумывайте сказки, которые позволяют воспитывать уверенность в себе у ребёнка. Например, как маленькая рыбка стала большой, научившись быстро плавать. Или победила страшного осьминога, который запутался в водорослях. И вы легко можете нарисовать разные образы, чтобы ребёнок представил себе и синее море, и разноцветные водоросли, белые волны, и красивую необыкновенную рыбку. Тёплые цвета вашего рисунка и спокойный мамин рассказ расслабляют и радуют ребёнка. Дети постарше могут рисовать то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждается в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость.

Надеемся, предлагаемые способы помощи ребёнку в адаптации к новому коллективу окажут вам необходимую поддержку в достижении покоя в семье и в душе вашего юного исследователя страны Детства.


Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

В каждом из нас есть Творец, который строит себя и свою жизнь! Но как часто можно встретить людей, которые считают, что это - недостижимый идеал, потому что, не всё в нашей жизни может получиться так, как этого хотим мы. А может просто наше творческое начало уже давно забито в глубины нашей личности или засорено чужими установками, идеями, концепциями жизни. А может, мы слышим не себя, и своё решение, а опять идём на компромиссы, и живём не так и не с теми, работаем ради работы, а не ради себя на этой работе? Но любой родитель ожидает, что его дети и его поколение будет счастливей, уверенней и знающим себе цену. И время диктует, что такими могут стать творческие, самостоятельные личности.

В этой статье хочется поделиться тем, как мы развиваем творческих детей в нашем любимом Детском центре развития на пл. Космонавтов.

Детском центру уже два года и, самое главное, что наш творческий коллектив ДЕРЖИТСЯ НА ПЛАВУ даже в кризис, строит планы на будущее, и уверен, что в следующем учебном году у нас будет также много детей на занятиях.

Самым ярким для нашего коллектива за это время было то, что среди детей удалось выявить потенциальных лидеров и творческих личностей. Что же такое творческая личность, на наш взгляд!

Творческая личность – это сумма нескольких составляющих, но в самобытной, неповторимой конфигурации. Это как мозаика – фигурки вроде бы у всех одинаковые, а узор получается из них разный, имеющий свои особенности, формы, сочетание цветов. Так что же это за составляющие творческой личности. Прежде всего: самоуважение, умение слушать и слышать себя и других, смелость выражать свои чувства и выдвигать идеи, и способность не затеряться со своими идеями и чувствами в коллективе. Есть, конечно, и другие параметры, но для нас эти - самые важные. В результате, в ребёнке актуализируется потенциал Творца, который строит внутри себя и вокруг себя. Некоторые могут парировать, что ребёнок не может творить и строить, он же маленький.

Но усилить «Я» ребёнка, и помочь ему сориентироваться в многообразии человеческих отношений и ситуации важно ещё вначале его жизненного пути.

В нашем центре уже отработаны программы, в которых создаётся такая среда для ребёнка, в которой развивается творческий потенциал ребёнка и его социально успешное поведение. Одна из них называется «Разноцветная планета», по которой мы вместе с детьми путешествуем и исследуем разные страны. Позвольте, кратко познакомить Вас с некоторыми «странами», в которых может побывать ребёнок.

Песочная страна. Если сознательный мир ребёнка начинается в песочнице, где строится его первый дом, сажается дерево, создаётся «семья», то именно в этой стране он чувствует себя защищено, где ему всё близко и понятно. И это отражение нашего Взрослого мира. Поэтому игры в песочнице мы используем, проводя коррекционные и развивающие занятия. Там же происходит его знакомство с основами словесного творчества, правилами составления своей истории или сказки. В специальной песочнице ребёнок строит ландшафты, использует героев - игрушки, предметы и всё, что поможет ему выразить себя, своё понимание окружающего мира. Кроме того, взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, поскольку песок «поглощает» отрицательную энергию.

В психологической практике создана уже целая система песочных игр и для детей и для взрослых, которая усиливая нашего Внутреннего Ребёнка, лечит его, помогая увидеть со стороны различные варианты выхода из сложной ситуации.

Кукольная страна. Знакомство с пальчиковыми, ручными, и другими куклами, которые помогают ребёнку раскрепоститься, стать более инициативным, выразить свои чувства и мысли это первый этап знакомства с Кукольной страной. А следующим этапом является - создание собственной куклы – марионетки. Ребёнок воплощает сокровенную часть себя. Отвергая самые дорогие игрушки, он может с этой куклой спать, есть, играть часами. Очень важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни. Есть дети, которые отвергают своих изготовленных кукол, есть такие, кто не хочет вообще их делать, а кому то этот процесс придаёт силы и радость. В программе «Разноцветная планета», для нас важно развивать фантазию ребёнка, способность лучше чувствовать себя и другого. Если говорить на понятных всем образах, то смысл процесса держать марионетку в руках и управлять ею, значит «держать себя в руках».

Страна Зодиакалия. Многие люди подолгу смотрят на ночное звёздное небо. Это неудивительно, ведь там скрывается Тайна, а ещё в этот момент к нам приходит ощущение покоя и единства с окружающим миром. А дети, даже дошкольники обожают темы занятий про планеты, звёзды. Растёт их интерес и к астрологии. Многие знают, под каким знаком Зодиака они рождены, с удовольствием рассказывают об этом. И было бы недальновидным обойти стороной их интерес к данной теме.

Мы знакомим ребёнка со сказкой о своём зодиаке, которая отличается бесконфликтным сюжетом, и в целом идеей – важности каждого человека на этой планете, данности его положительных характеристик. Это определяет эмоциональный комфорт в душе ребёнка, веру в свою значимость и перспективность (если у ребёнка есть проблемы в отношениях). Растёт самооценка, снимаются протестные реакции, происходит психологическое расслабление ребёнка. На открытых занятиях можно представить игру «от знака Зодиака» или театральный номер. В нашей программе мы опробовали общий проект настольной игры «В Стране Зодиакалии».

На Разноцветной планете есть и другие не менее интересные страны, а в Детском центре на пл. Космонавтов есть и другие развивающие программы для детей до 7-ми лет. Приглашаем ваших детей расширять представление о себе и других, находить собственную индивидуальность, проявлять свой творческий потенциал и получать успешный опыт сотрудничества с доброжелательными и опытными педагогами.

А уже через пару недель стартует летняя программа «Разноцветная планета» для детей от 6-ти до 7-ми лет. Она особенно актуальна для детей тех родителей, которые ломают голову, куда пристроить своего ребёнка на июль.


Руководитель развивающих программ. Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

Вместо предисловия: после возвращения из Московской аспирантуры в родной город в 2003 году, ваш автор уже сотрудничал с газетой Встреча. В 2004-5 году мной велась рубрика «Развиваемся, играя». И вот, снова я готовлю статью, пальцы сами нажимают на клавиши клавиатуры, мысли перебивают друг друга, в ожидании начала новой статьи.

Наверное, так и назову статью НАЧАЛО.
Начало самосознания, начало себя или начало пути к себе. Как хорошо звучит. Конечно, в начале любого путешествия, особенно с препятствиями и испытаниями, бывает страшно от неизвестности, от недостаточной опытности или знания своих возможностей. Хорошо, если родители у ребёнка эффективно строят с другими людьми отношения, живут с ними и с собой в ладу, добиваются всех целей, что поставили перед собой. И поэтому, могут разъяснить ребёнку, что важно и не важно, научить решать важные для ребёнка ситуации, создавать условия, в которых учат дружить, договариваться, а потом анализируют вместе с ребёнком его полученный опыт, выносят оценки… Но, во, первых это- идеал, мы все живые люди, а во- вторых на это нужно много время.

А ведь, именно, в начале пути ребёнка надо психологически сопровождать, ставить ему правильные акценты, удивляться вместе с ним его решениям, чтобы он ещё раз перепроверял себя, становился критичным, самостоятельным в принятии решений. А получается, что плыви сам, учись, набивай шишки, годам к двадцати- тридцати научишься, может быть, жить эффективно, создавать устраивающие тебя отношения, решать проблемы.

Когда родители приводят на занятия детей в наш центр развития, часто они задают вопросы, а почему вы рекомендуете моему ребёнку заниматься сначала с психологом. Нам нужно готовить его к школе, развивать способности, учить читать… Конечно родителей можно понять, школа на носу, да ещё и танцы, хор, да мало ли чего надо ребёнку. Да и денежный вопрос немало важный. А психолог…. Да чем он вообще занимается, и что это за необходимые навыки общения, самосознание, представление о себе.

Моё личное мнение практического психолога, в школе к психологу ходить уже поздно. Не хочу испугать родителей, человек меняется всю жизнь и по мере возникновения проблем можно их решать. Но после семи лет, к сожалению морально- нравственные представления сформированы, привычки, отношения к себе, к своим результатам закреплены и, в принципе, в дальнейшем всё нарастает. Стержень, костяк никуда не денешь. А потом, учителя говорят, он конечно умный, но лениться, он всё понимает, но думает на уроках о чём- то другом, он конечно молодец, но с ребятами в классе у него дружить не получается. Можно приводить много примеров.

А с чего же всё начинается. С того момента, как только ребёнок, осознал своё имя, потом узнал, что с одним из окружающих можно капризничать, а с другим не стоит, что у него есть место среди людей, что оно хорошее, умное, любимое. Ребёнок глядит на себя чужими, хоть и любящими глазами и ждёт определённого социального отношения – ждёт ласковых слов, внимания, игры.

Этот полюс в самосознании человека назовём «социальным Я». Мы смотрим на себя через социальное зеркало и пытаемся этому соответствовать. Мы очень редко делаем что- либо, не думая о том, как будет понято или воспринято другими людьми наше действие. Например, пусть у меня будут недостатки или проблемы у ребёнка, но пусть о них буду знать только я, а не другие люди.

Но если есть «социальное Я», значит где-то есть и внесоциальное, собственное Я. Когда в развивающие группы приходят дети от 4–ёх лет и старше и их спрашивают, а что ты любишь, а какой ты, начинаются социальные штампы: «Я люблю рисовать, я хороший». А какое у тебя настроение - весёлое. А какая у тебя любимая игрушка- кукла. А куда ты ходишь- в садик. Получается, что у всех наших детей одна и та же примитивная самохарактеристика, такое непознанное внесоциальное Я.

По моим наблюдениям, время, когда уже пора к психологу в развивающую группу – это появление в речи ребёнка местоимения Я и обострение у родителей своего внесоциального Я. Когда родитель может сказать и сам себе и другим, что моему ребёнку, в первую очередь, нужно заняться с психологом, а на танцы мы запишемся в следующем году, потому, что он напряжён, всё время на всех обижается, и мы с ним не можем договориться или что- то в этом роде.

Приглашаем ваших детей от 2-х до 7-ми лет расширять представление о себе, находить собственную индивидуальность, получать успешный опыт сотрудничества с доброжелательными и опытными педагогами и разными детьми на программах нашего Детского центра развития.


Руководитель развивающих программ. Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили были….». Этими нехитрыми словами мы начинаем рассказывать почти любую сказку нашим детям. И даже не догадываемся, что это гипнотический пароль, который может утихомирить даже самого непослушного ребёнка. Мы открываем им дверь в волшебную страну, которая для детей тоже реальна. И если знать, как придумывать сказки, то можно решить много проблем в развитии, общении своего ребёнка.

Но нужна не только схема придумывания сказки, а умение отвлечься от бытовых проблем, открыть душу для состояния радостного трепета в ожидании чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве мало тайн можно увидеть в ночном звёздном небе или пламене огня? Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, что…?

Правда, мы привыкли к чудесам. А дети всегда готовы даже обычный дождь или камень сделать героем сказочного сюжета, посмотреть на привычные ситуации и явления с другой, неожиданной стороны.

Многовековая история в объяснении человеческих отношений, ценностей, проблем на символическом, метафорическом языке легко «укладывается» в душу ребёнка и мягко меняет его поведение, а взрослому человеку помогает прояснить мировоззрение.

В предыдущих статьях мы обсуждали приёмы развития в игровой форме или коррекции капризов, сложностей в поведении наших детей. Так вот, приём – сказочной игры один из самых действенных. Мы говорили, что важно расширять диапазон родительских стратегий и делать их более творческими- пожалуйста. Не говорите: «…Как Ваня плохо ест, ведёт себя и т.д.», а расскажите придуманную вами сказку о котёнке, который не пил молоко, а потом почему-то стал его пить.

Сказочные игры и притчи очень повышают познавательный интерес- заражают ребёнка, делают самую сложную информацию для ребёнка невероятно приятной. Например, изучаем не цифры, а сказочную страну каждой из них; не обучаем относить к различным категориям предметы, а помогаем освободиться королевству, захваченному феей хаоса и беспорядка…и т.д.

Сказочные игры и притчи решают обучающие задачи. Они расширяют представления о законах природы, отношениях. На занятиях с психологом дети уже с четырёх лет начинают сами придумывать сказки. И многие из них раскрывают собственные «потаённые» переживания, подчас сложные, отрицательные или ситуативные (например, ссоры в детском саду). И сами же дети в сказке на символическом уровне находят решение этих проблем, успокаиваются, или «выплёскивают» накопившиеся, но не выраженные чувства и эмоции. Психолог на занятиях с детьми (особенно эффективно с детьми от 6-9 лет) не только рассказывает терапевтические или обучающие сказки, но и рисует их, проигрывает значимые ситуации в ролях и с помощью кукол.

Куклы дети делают вместе с родителями, что часто улучшает сотрудничество между ними. А творческий результат «чудесным» образом изменяет детей: заряжает позитивной энергией, раскрепощает (важно неуверенным, депрессивным детям), повышает самоуважение, и принятие других людей. И автор не идеализирует, а опирается на практические примеры своих занятий. Как только, появляется в руках сделанная самим ребёнком кукла и куклы начинают «общаться» друг с другом, прежние агрессивные, обидные, нетерпимые отношения детей прекращаются, и в группе появляется атмосфера принятия и понимания.

Занятия «Игры сказочной страны», помогают не только детям, они обучают родителей помогать ребёнку и дома.

Можно, создавать медитативные сказки, направленные на понимание себя или создающий позитивный образ семьи, исследование различных явлений нашей жизни – а это даёт ребёнку веру в хорошие отношения между людьми и потенциальную возможность когда- нибудь построить такие отношения.

Можно стать врачом своему ребёнку и помочь ему с кризисной ситуации, создавая терапевтические сказки.

Можно, участвуя вместе с психологом и детьми в коррекционной программе, создавать на их основе сказки коррекционные, помогающие преодолеть эмоциональные проблемы ребёнка, развить доверие и уверенность в себе, обучить его навыкам конструктивного общения.

А если ваш ребёнок готовится к школе, то ему очень помогут дидактические сказки, развивающие способности и представления об окружающем мире.

Но самое главное, что можно достигнуть на занятиях- сказочных путешествиях – это преодолеть косность мышления, развить фантазию, сформировать позицию «творца», активно изменяющего реальность вокруг себя и создающего множество вариантов помощи, поддержки себе и своим близким даже в непростой ситуации.

В завершении, уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию своё начало сказки, которое вы можете продолжить и закончить сами, поняв при этом нечто важное о себе. Вы уникальны и каждый придумает своё продолжение, и, возможно, это будет началом вашего интересам к созданию сказок для своих очаровательных деток.

«В некотором подземном царстве жили –были гномы. Самым важным для них было сохранение и преумножение богатств. Подкупы и алчность были привычными в этом царстве. Темнота и спокойствие были для них важнее всего. Затхлые запахи и сырость подземелья уже не замечались. Но как-то раз они услышали откуда-то сверху прекрасную музыку, увидели яркий свет, пробивающийся сквозь все узкие выходы из подземного мира, почувствовали аромат свежевыпеченного хлеба и множество других.

Это был первый раз за всю историю их жизни, когда что- то необычное врывалось в их жизнь. Но музыка становилась всё громче, света было всё больше, а необычный запах так манил, что, побросав все свои сундуки, гномы, толкаясь и давя друг друга, вылезали на огромную, усыпанную спелыми ягодами и цветами поляну. Залитая солнцем и блеском прилетающих новых жильцов леса – маленьких, ярких, легкокрылых эльфов, поляна превращалась в «Сказочную стану».

Гномы, столпившись в кучу, ошарашенные невиданным событием, забыли о богатствах, радостно предвкушая вкус праздничных угощений и возможности подвигаться и потанцевать вокруг лесных музыкантов. И только некоторые гномы, надвинув поглубже на глаза свои колпаки, морщились от света и думали о том, как же они будут дальше жить с такими соседями. И вот, что было дальше…»

Уважаемые друзья! Желаем Вам получать радость от самореализации, творчества, общения со своим ребёнком и другими людьми, и приглашаем на занятия «Игры сказочной страны».


Руководитель развивающих программ. Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

Надеюсь, несколько путешествий по нашей рубрике, помогли вам признать, что игра- это не только игрушки, а целый мир, в котором могут развиваться и дети, и родители. Ничто так не сближает родителей с ребёнком как совместное проведение игровых занятий. Это не он поехал с вами в гости или с вашей компанией на рыбалку, а вы постучались в его мир, который ребёнок вам разрешил разделить. Эта заинтересованность в нём, снимает уже много ненужных, неправильных реакций, например, агрессивное самоутверждение или низкую самооценку. Опыт профессионального психолога и мамы даёт возможность утверждать, что это не просто слова.

В прошлой статье мы наметили мостик от темы агрессивность к миролюбивому поведению. Это взаимосвязанные процессы, но просто, быстро не сделаешь ребёнка спокойным, понятливым и уживчивым. Важно понимать, что многие отрицательные эмоции детей часто являются обращением к родителям.

В какой-то момент, ребёнок просто обнаруживает, что его отрицательная эмоциональная реакция может оказывать влияние на состояние родителей. И, постепенно, она становится не просто реакцией, а способом воздействия, способом эмоционального давления ("Я не тебе плачу, я маме плачу"). Можно сказать, что он начинает эту свою реакцию использовать, благодаря чему она из реакции превращается в собственно отрицательную эмоцию как таковую.

Поэтому, чтобы ненужные реакции не закрепились, очень хорошо ярко поощрять правильное поведение, противоположное тому, которое Вам не нравится (проявил доброту, был внимателен и помогал близким). Кроме того, не нужно фиксировать внимание ребёнка на том, что его агрессивные действия вызывают у вас сильную ответную реакцию.

Последнее, что хочется сказать, переходя от теории к играм, что неслучайно мы объединили темы агрессии и доброжелательного сотрудничества. Ведь, природа пустоты не любит: убирая одни качества, отрицательные, нужно культивировать, растить на этом месте другие, положительные. Другими словами, если я неправильно общаюсь, то научите, как правильно.

Итак, игры. «Непослушные дочки - матери». Эта игра может научить «смотреть на себя со стороны», сделать ребёнка более послушными и сговорчивыми. Ребёнок играет за маму (папу), а мама (папа) за ребёнка. Постепенно «ребёнок» становится непослушным, агрессивным.

Настоящий ребёнок начинает думать, как относиться к «ребёнку», который «плохо себя ведёт». Он может «понарошку» наказать, уговорить или ещё что- то сделать (что подскажет родитель). Дети которые ещё плохо говорят, обычно начинают смеяться или могут отказаться играть в эту игру, если «узнают» себя. Но это уже результат.

Этюды на выражение доброты и агрессивных действий. Обыграть можно, как идёт медвежонок по лесу и топчет все цветы, бросает грибы, ругается с другими зверятами. А потом идёт зайчонок и отдаёт гриб белочке, шишку подбирает, оставляя её птицам, помогает маленькому птенчику найти гнездо. Придумывайте сами сюжеты, где ребёнок может побыть и агрессивным и добрым, миролюбивым.

Сядьте со всеми своими домочадцами и попробуйте поиграть в игру «Найдём самые лучшие качества друг у друга». Может не сразу получиться, но это будет хорошим опытом сотрудничества и положительной поддержки от своей семьи даже для маленького ребёнка. В кругу семьи или друзей можно дарить воображаемые "Подарки" - дарим друг другу и описываем. Тот, кому подарили, благодарит.

Очень лёгкая игра на сотрудничество «Рисуем общий рисунок»: каждый по кругу рисует одну деталь и передаёт другому, пока не заполните альбомный лист.

Находить способы убеждения, формировать навыки конструктивного общения можно в игре «Секрет». Раздаём "секреты"- пуговицу, брошку, бусинку и т.д. Зажимаем в ладошке и разъедаемые любопытством, находим способы, уговорить каждого показать свой секрет.

Можно помочь ребёнку найти общий язык с каждым. (Можно помогать ребёнку - "стать" его внутренними голосами, т.е. стоять за спиной и подсказывать возможные ответы)

Учить правильному, отзывчивому отношению к другим можно в играх «Доктор Айболит», где мы «лечим» животных. А также, «Мама и детёныш», где в роли «мамы» можем ласкать, жалеть, спасать детёнышей различных животных.

Хорошо, если кроме игр, у ребёнка появляются обязанности в доме, выполняя которые он привыкает быть заботливым: поливать цветы, кормить рыбок, вымыть и расставить обувь и т.д.


Руководитель развивающих программ. Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

Чувство юмора. Такая простая, часто встречающаяся в повседневной жизни, вещь. Вот у Васи есть чувство юмора, а Коля серьёзный парень. Маша острословка, а Вика не поняла тот вчерашний классный анекдот. Что вообще это такое? От чего оно зависит? В чём измеряется? В улыбках в секунду? Кому оно больше всего присуще? Я считаю, что чувство юмора характерно прежде всего для оптимистов. Оптимист – это не только тот человек, который верит, что у него всё будет хорошо, а кто действительно созидает и творит вокруг себя позитив. В любое время оптимистом быть выгоднее.

Во- первых они меньше подвержены простудным заболеваниям, в целом живут дольше.

Это подтверждено многочисленными исследованиями. Здоровый юмор в нашей жизни так же нужен, как воздух, солнце и вода. Влияние его на нас огромнейшее! Известно, что мозг во время смеха вырабатывает эндорфины- "гормоны счастья", которые мощно воздействуют на иммунную систему. Они уничтожают боль и приносят удовольствие. Многие врачи на западе и в Америке стали практиковать смехотерапию в лечении самых различных болезней.

Во- вторых, оптимисты более успешные, популярные в обществе люди.

Юмор помогает создать атмосферу непринужденности. Когда мы смеемся вместе с кем-то, мы чувствуем себя свободнее и ближе к нему. Вы когда нибудь встречали одиноких людей, имеющих чувство юмора и фантазию. Их практически нет, т.к. именно эти способности позволяют умело флиртовать и привлекать к себе позитивное внимание.

В- третьих, у оптимистов более устойчивая и высокая самооценка, что улучшает психическое здоровье.

Развитое чувство юмора может сохранить наше чувство собственного достоинства и защитить нас от жалости к себе. Когда мы вносим элемент комического в нашу жизнь, мы лучше подготовлены к встрече с трудностями. А самое интересное, что его проблема улетучится гораздо быстрее, чем, если бы он зациклился на ее разрешении. И если мы сможем пошутить над собой первыми, другим людям будет трудно посмеяться над нами. Тем самым даём понять, что делать ошибки — это нормально.

В четвёртых, оптимисты ведут себя более спонтанно, их мышление отличается креативностью. Что в наше современное время является чуть ли не главным залогом успешной профессиональной деятельности. Смех ослабляет стресс, избавляет нас от напряжения и подавленных чувств. Смеясь мы как- бы входим в расслабленное, детское состояние открытости и радости. Тело расслабляется и напряжение уходит из тела, появляется контакт с телом. Пессимисты же, привыкнув подавлять себя, могут даже не замечать своего постоянного депрессивного состояния, появляется ощущение заданности жизни, фатальности, обречённости. Зачем что- то менять, если всё в конечном итоге закончится плохо и у меня ничего не выйдет. Я как психолог могу сказать, что такой, озабоченный проблемами человек уж точно не способен на позитивное творчество, его фантазия спит, с ним трудно общаться, постоянно уговаривая посмотреть на жизнь по- другому.

Так как же сделать жизнь веселее и отточить свое чувство юмора? Попробуем?

1. Создать себе установку: не только смотреть, а и видеть смешное. Вы как- бы задаёте себе задачу: найти в жизни, в себе, в близких смешное. Дальше вы начинаете просто наблюдать. Если вы зададитесь целью найти и увидеть юмор в повседневной жизни, то, скорее всего, вы его найдете. Ведь верно сказано, «кто ищет – тот найдет».

2. Проанализируйте свое чувство юмора. Что вас больше всего способно развеселить? Например, вы смотрите кинокомедии. Может быть, какой-то конкретный человек постоянно пробивает вас на смех: его поступки, высказывания, внешний вид. А бывает, что вы тихонько ухахатываетесь над шалостями вашего собственного ребёнка. Все эти наблюдения запишите, зафиксируйте. Назовите блокнотик: «Смех на палочке» или «Смешное рядом» или «Смех с причиной» или др.

3. Сделайте свою библиотеку смеха. «Смешные» (для вас) произведения. Кому-то подходит: Ильф и Петров, А.П. Чехов а кто- то заливается от Дарьи Донцовой или сборника рассказов Григория Горина. Фильмы, картинки, фотографии из жизни. Всё, что может вас порадовать, положите поближе к кровати и на ночь просмотрите. Спокойный сон вам обеспечен.

4. Наклейте на видные места в квартире короткие веселые картинки или смешные цитаты. Можете наклеить их на дверки холодильника, зеркала в ванной комнате, на спальной тумбочке. Выбирайте самые видные места, мимо которых вы проходите не один раз в течение дня. Смотря часто на эти вещи, у вас будет всегда приподнятое настроение.

5. Прилагайте усилие и ищите повод посмеяться. Даже если у вас совсем нет настроения, прилагайте усилия. Например, вы можете начать улыбаться самому себе перед зеркалом. Покорчите рожицы вместе с ребёнком, пока чистите зубы перед зеркалом в ванной. Вы и не заметите, что уже держитесь за живот, - так вас разберет от смеха.

6. Измените своё состояние. Например, нарядитесь в театральный костюм и попробуйте изменить своё состояние, побыв в нём. А может, у вас хватит смелости встретить в новом образе ваших родных. Дети точно оценят маму в любом новом костюме, даже клоунском, подыграют вам. А муж наверняка откликнется на ваше перевоплощение в Шахрезаду (у большинства женщин есть костюм, привезённый из Египта). Есть целое направление в психологической практике, которое называется «Имидж терапия», которая предоставляет человеку большой театральный гардероб для расширения образа «Я» и развития творческого успешного поведения в обществе.

Однако чувство юмора - это всё- таки явление культуры и нашего воспитания, мироощущения в так называемых заданных обстоятельствах и социальных условиях. И путать его со смехом как физиологическим, древним, врожденным феноменом не стоит. Сейчас уже и в России появляются смехотерапевты, задача которых вернуть у клиента способность к естественному рефлекторному смеху, который заложен природой и утрачен в процессе нашего взросления. Именно он полезен не только физиологически, но дает наиболее глубокий психотерапевтический эффект.

В следующей статье я обязательно продолжу тему, связанную с тем, какие существуют подходы к воспитанию и развитию детей, позволяющие сохранить у них надолго природную открытость, способность радоваться, позитивное самовосприятие.


Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

Вопрос очень популярный для всех нас, но не тривиальный. Его можно рассматривать как изменение какой- то конкретной ситуации для достижения успеха или более глобально: т.е. смена образа жизни, принятие новых приоритетов жизни, следование им – всё это для того, чтобы чувствовать большую удовлетворённость от себя и своей судьбы.

Но я как психолог, хотела бы начать с рассмотрения ощущения неуспешности, несчастливости своей жизни, которое может возникать по разным причинам.

Есть такая книга Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», которая во мне вызывала и вызывает отклик до сих пор. Мне близки идеи автора, его ощущения и представления о жизни. Джонатан – это чайка, которая всё своё время посвящала совершенствованию своих полётов, тем самым снимая ограничения, которые внушали ему сородичи.

Ограничения состояли даже в том, что и тело и размер крыльев у него якобы не подходят для таких скоростных полётов, к которым он стремился, и образ жизни его стаи совсем не требовал таких «подвигов» Жизнь вблизи помойки, где много пищи, не требует совершенных полётов и расширения своих возможностей. Метафора книги отражает то, что ограничения в жизни, часто ограничивают нас в достижениях. Эти достижения нужны не для того, чтобы тебя ещё больше ценили (хотя это тоже очень важно), но чтобы осознать свою истинную природу и сущность.

Итак, давайте зададим себе вопрос, что мешает лично вам чувствовать себя счастливым. Предлагаю это упражнение назвать «Инвентаризация убеждений». Начнём с того, что нарисуем или представим себя внутри квадрата. Это вы в клетке. Приятно осознавать себя таким? Клетка – это ограничения: убеждения, привычки, опыт (как я его себе понимаю), мнения окружающих.

Давайте попробуем расширить границы этой клетки. Для начала разделим белый лист вертикальной линией и в получившемся левом столбце напишем «Ограничивающие убеждения», т.е. то, что мешает нам быть счастливым человеком: Это может быть недостаточная физическая подготовка, леность, зависимость от мнения окружающих, недовольство своими взаимоотношениями с детьми. Если вы сможете это написать, пол дела сделано. Во- первых, осознание – это уже лечение, а во-вторых можно приступать ко второму столбцу.

Правый столбик вы озаглавливайте «Позитивные убеждения». Что должно получиться? Например, ограничивающее убеждение: Мой ребёнок не может делать уроки без посторонней помощи, мы можем заменить на позитивное: Мой ребёнок может делать уроки самостоятельно. Если вам кажется, что вы не очень хороший родитель и хотели бы стать лучше, то вам подойдёт такое утверждение: «Я – прекрасная/ый мама (папа), любящая/ий и заботливая/ый». Если вам кажется, что вы перестали понимать своих детей, то подойдёт такое утверждение: «Я хорошо понимаю своих детей». Видите как просто. По существующим методикам, позитивные утверждения нужно произносить ежедневно в течение 2-х месяцев, что заметно улучшит ваше настроение, жизнь и условия жизни вашего ребёнка.

Следующий шаг, или другой вариант работы с ограничивающими утверждениями: Правый столбик назовите «Рекомендации» .

Вы думаете, что зависите от мнения окружающих – предложите себе занятие, которое оценить трудно, которое вызывает удовольствие уже от процесса и является вашим индивидуальным особенным результатом. Интересно? Конечно. Это - все виды творчества – рисунок, вышивка, придумывание сказок вместе с ребёнком, создание красиво оформленной книги рецептов «Самые любимые блюда в нашей семье» и др.

Вам трудно порекомендовать себе то, как изменить ситуацию к лучшему? Тогда представьте, что перед вами самый лучший друг или ваш ребёнок. Вы же обязательно ответили бы на его вопрос. Значит, у вас есть ответ. Но ответ то «Ваш» и вам больше всего и подходит.

Также вы можете прийти в Детский центр развития на пл. Космонавтов и на семинаре по направлению «Креативная психология для родителей» или на детских занятиях вы поймёте, какие способы творческого самовыражения подойдут именно вам.

Усиливая своё «Я» через творчество, наши методики позволяют даже ребёнку чувствовать себя, как поётся в песне: «Я в этом фильме ( жизни) главный актёр, я сценарист в нём и режиссёр!» А как я уже писала в статье «Начало» (№9, 18 сентября, 2008г), жизненные установки и развитие социально успешного поведения закладывается в раннем детстве.

Это лучше, чем во взрослом возрасте ходить на тренинги, психотерапию и распутывать бесконечные клубки прошлых неэффективных взаимоотношений, неудачных ситуаций. При этом, появление Семейного центра в г. Дубна, о котором упоминалось в прошлом номере «Семейной встрече» определит то, что и родителям уделят в нём внимание профессиональные психологи, чтобы мы были на одной волне со своими детьми и развивались, улучшая качество своей жизни, удовлетворённость от себя и своей судьбы.


Ваша Ирина Фокина, кандидат психологических наук, руководитель детских и семейных программ Семейного центра развития «Джонатан».

Ещё с древних веков в народе знали такую мудрость: возлюби ближнего своего как самого себя. Хотя часто видишь, что эта известная всем мудрость не реализуется в реальной жизни. Мы готовы на сближение с другим человеком, сотрудничество с ним, но у нас не получается выстраивать ровное, тёплое общение.

Возьмите даже детский коллектив: дети хотят играть вместе, но при небольшой конфликтной ситуации, обижаются или наоборот проявляют агрессивное поведение и ссорятся ещё больше.

«Они плохие», «Я с ними играть (дружить) не буду», «Там обижают» говорит уже 3-х летний ребёнок. И отказывается снова идти на детскую площадку или в детский сад. Иногда, причинами такого отношения бывает низкая ценность себя или недостаточная вера в то, что «Я сам справлюсь», «Я сумею наладить свои отношения с друзьями», т.е. недостаток инициативы и ответственности за свои действия.

Некоторые могут сказать ответственность- это что-то из области взрослой жизни, это качество уже зрелого человека. Да, но лучше уже с детства воспитывать те качества, которые позволят быть взрослому человеку независимым от постоянной поддержки, опёки и комфортных условий.

Профессионально работая с семьями, оказывается, что даже те родители, у кого есть время на занятия с детьми, часто не умеют развивать успешных детей. Ведь мы учим тому, что сами умеем. А, в большинстве случаев, наш жизненный опыт связан с подчинением старшим, с подавлением собственных идей сильными и авторитетными людьми (педагоги или родители, начальник или отрицательный лидер класса).

Поэтому давайте немного поучимся повышать самоуважение своего ребёнка, раскрывать собственное «Я», чтобы помочь ему стать ответственным за то, что произойдёт в его жизни. Начнём практическое занятие с нашими очаровательными крошками с того, что признаем их ценностью, которую надо беречь. Мы- садовники, а дети то зёрнышко, которое должно вырасти, благодаря нашему бережному отношению. Однако, не будем создавать тепличных условий, ведь самоуважение- это результат не потворства желаниям, опеки и создания комфортных условий, а доверительных отношений и ощущения своей значимости в том жизненном пространстве, в котором и живёт наш ребёнок.

Итак, наш ребёнок цветок. Нарисуем его. «Цветик- семицветик»: на каждом лепестке напишем ласковые имена ребёнка, которыми его называют близкие. На серединке сам ребёнок может нарисовать свой автопортрет. На стебельке- имя, которое любит больше всего сам ребёнок. Эту игру можно проводить уже с 2, 5 лет.

С 3-х лет ребёнку можно предложить игру «Расти зёрнышко»: родители плавно качают ребёнка, прикасаясь ладонями к ребёнку, который сидит на корточках, обняв колени руками, и, прижав голову. Затем, родители говорят, что зёрнышко начинает расти, и помогают руками пробиться «листикам» - ручкам, «стебельку» и «цветочку»- головке. В итоге, все радуются и говорят о том, какой прекрасный цветок у них вырос. Эта игра помогает снять физическое напряжение, и культивировать хорошее отношение к своему телу, к своему физическому «Я».

Такие же задачи решает и следующая игра. «Нарисуй меня»: ребёнок ложится на большой лист картона, а родители обводят контур его тела. Важно обсуждать, что делаем, а затем, вместе раскрашивать силуэт. Когда мы обводим сердечко, нарисуем там, что или кого ребёнок любит. В голове предложите нарисовать то, о чём он думает; в руках, что он любит делать. Рисуя, не даём оценок, замечаний. Можно нейтрально поддержать: «Мне нравится то, что ты сейчас нарисовала». А если, ребёнок радуется игре, не сопротивляется, то закрепите его радость, говорите как у него всё прекрасно.

Бывает, что дети начинают себя зачёркивать, топтать своё изображение ногами - тогда надо остановить игру и задуматься о необходимости обращения к психологу. В своей профессиональной практике встречаются дети, у которых соматические проблемы иногда связаны с тем, что ребёнок не любит своё тело, стыдится его (например, ребёнок не ест, или наносит себе повреждения и т.д.). И подобные игры, могут улучшать отношение к себе.

Кроме своего имени и любви к физическому «Я», самоуважение связано со знанием и ощущением принадлежности к своей семье. Создайте фотогалерею «Моя семья»: в центре портрет самого ребёнка, а вокруг фото бабушек, дедушек, приятных, значимых близких. Даже очень маленьким детям нравится обсуждать каждого и подолгу смотреть в своей детской комнате такой коллаж. Старшим дошкольникам можно предложить фотографии наклеить на ветки «семейного древа».

Очень повышает самооценку такое мнение ребёнка о себе, как «меня уважают». Для этого достаточно устраивать каждую неделю «Выставку творческих достижений» ребёнка- галерею рисунков, поделок. Причём, вы «на полном серьёзе» обсуждаете рисунки с папой, бабушками и друзьями при ребёнке, выбирая самые понравившиеся и удачные.

Некоторых детей отрезвляет и помогает осознать себя как «перспективного» такой приём общения как «Передача опыта». Расскажите ребёнку о том, почему у вас бывает плохое настроение, и, что вы не любили, чему сопротивлялись в детстве (смотря, что нужно по ситуации). Вспомните, как с вами в детстве «мучились» родители, и как все проблемы прошли. Важно выразить надежду или отнестись к ребёнку так, чтобы он понял - его состояние, поступки временные, и, у него есть все необходимые качества, чтобы справиться.

Надеюсь, наша сегодняшняя встреча послужит не только возможностью развивать в игре наших юных исследователей, но провести некоторый самоанализ своего родительского потенциала. Удачи на вашем совместном пути к открытию себя и любви к ближним!


Руководитель развивающих программ. Кандидат психологических наук. Фокина И.Г.

Возможность посещать группы раннего развития уже некоторое время существует в Дубне. В нашем Семейном центре развития «Джонатан» они также проводятся уже 5-тый год. Давайте сегодня поговорим, зачем надо ходить на развивающие занятия с детьми в столь раннем возрасте. Вы можете задать вопрос: «Зачем так рано начинать обучение, ведь впереди вся жизнь!» Ответом будет эта статья.

Ранний возраст - это уникальный период, которому подвластны многие чудеса. Целый ряд хорошо сформированных и успешно работающих качеств в более старшем возрасте ваших детей, можно заложить в его раннем периоде развития. Сегодня уже не только японцы считают, что "после трех уже поздно" (знаменитая книга Масару Ибука так и называется).

Обучение в период формирования мозга для ребенка физиологично и просто. Оно дается ему гораздо легче, чем любое последующее обучение во взрослом возрасте. Разумеется, при условии профессиональной компетентности обучающего. Обучение в этом возрасте ОБОГАЩАЕТ развитие ребенка и КОНСТРУИРУЕТ его мозг, закладывает мироощущение и отношение к себе; стимулирует правильное формирование мышления и речи.

Знаете, почему некоторые люди так пугаются словосочетания "раннее развитие"? Потому что не представляют себе, что учить можно без принуждения, без мучения, без трудностей, а легко и радостно. Не представляют, потому что их ТАК не учили. Да, все мы выросли «умными и хорошими», но это не значит, что система образования, в которой мы росли - безупречна.

На наших занятиях, ребенок с удовольствием воспринимает и запоминает, занимается творчеством, танцует и решает двигательные задачи на полосе препятствия. Хочется привести МЕТАФОРУ: Любое зерно содержит в себе колоссальный потенциал для жизни и все необходимые генетические закладки. И если мы заботливо эту семечку посадим в подготовленную плодородную почву, и будем за ней правильно ухаживать, то шансы получить раскидистое и плодовитое дерево становятся совсем явными.

Эта метафора отражает мысль о том, что психическое созревание напрямую зависит от тех стимульных внешних воздействий, которые оказывает окружающая среда. Так, вот у нас в центре создаётся такая среда на группе кратковременного пребывания (от 2-х до 3,5 лет) и на часовых занятиях (от 0,6 до 3-х лет), в которой расцветают и дети, и их родители.

Наши психологи и педагоги групп раннего развития помогают советом, оказывают компетентную психологическую помощь и родителям, отвечают на вопросы об условиях организации развивающей среды, способах проведения игр, которые помогут лучше понять индивидуальные особенности своего ребенка. Родители получают возможность общаться с единомышленниками, родителями сверстников своих детей, а дети получают новый опыт общения с детьми и взрослыми, отличный от домашних условий, что помогает решать и частную задачу - подготовки ребенка к детскому саду.


С уважением, руководитель Семейного центра Фокина Ирина.

Мыслить, думать, размышлять, выдавать идеи, фантазировать – что это за процесс такой в голове происходит, когда мы вдруг слышим наши мысли, то есть думаем? Такой способностью – думать и выдавать идеи – наделен только человек! А зачем ему нужна такая способность?

Старый анекдот. Запускают человека в пустую, белую комнату, где к потолку привязан банан. Человек начинает подпрыгивать, чтобы достать его. Наблюдатели спрашивают: «Чем вам помочь?», человек отвечает: « Чем тут поможешь!? Прыгать надо!» Через некоторое время наблюдатели опять вмешиваются в процесс: « Может вам дать палку?» Ответ: «Зачем? Она же не съедобная!» Через некоторое время опять наблюдатели: « Вы могли бы как-нибудь ею воспользоваться!» Ответ: « Ага! Врезать тому, кто все это придумал!»

Картина конечно старая и давно уже избитая, но … чаще всего в общей своей массе человечество именно так и поступает.

А знаете ли вы, уважаемые читатели, что существует как минимум 25 видов мышления: алгоритмированное, диалектическое, функциональное, системное, творческое и т.д., и каждый вид имеет как минимум 8-10 методов и 1000 вариантов применения. Итого – 250 000 способов выйти из трудного положения.

Решите задачу. Вырыли котлован. На дне оказалась водопроводная труба. Как узнать в какую сторону течет вода в трубе? Вскрывать трубу нельзя (нарушится герметичность). Никаких опознавательных знаков поблизости нет. Решение этой задачи подвластно ребенку 8-10 лет.

Наша жизнь с каждым годом усложняется. Но с другой стороны, жить стало легче (телевизоры в каждой комнате, стиральные машины, заказ пиццы на дом, кредиты без поручителя и пр.), но это улучшение требует от нас взвешенных и правильных решений.

Просто отсидеться на рабочем месте с 10 до 18 не получается. От каждого трудящегося человека начальство требует новых идей, новых решений, новых предложений, активности и участия в рабочем процессе. А где все это взять? Наступило время, когда «И так сойдет! Авось, прокатит» – не сойдет с рук и дорого обойдётся. За тяп-ляп сейчас могут легко уволить. Что делать? Усиливать свое мышление!

В семейном центре «Джонатан» есть программа «Разумейка». В переводе - разумное умение, умею с умом. Цель программы ознакомить и научить участников пользоваться разными видами мышления, развивать внимание, сосредоточенность, усидчивость, волю. Преодолевая трудности в нахождении ответов и решений в каждом виде мышления, участники приобретают нешаблонное критическое независимое мышление, повышают свою результативность, приобретают навык держать удар и не пасовать перед трудностями.

Ответ на задачу. Под трубой можно развести костер, через некоторое время вода в трубе ниже по течению будет теплее, чем выше течения. Занятия для школьников по программе «Разумейка» проходят вторник и четверг с 17.00 и с 18.00. Информацию по программам развития для школьников, а также другим программам вы можете получить по телефонам: 8-(496)21-9-55-25, на сайте: http://www.jonatan–center.ru или по адресу: Центральная-1.


С уважением, педагог Семейного центра развития «Джонатан» Фирсова Екатерина